Статьи по истории
  • Памятник Церкви Востока в Китае : Стела Сиань-фу
  • Из истории школ Церкви Востока
  • Была ли Церковь Востока в подчинении у Антиохии?
  • Мар Апрем Сурйайа (Ефрем Сирин) Из слова о любви
  • Краткий исторический очерк
  • Список католикосов Церкви Востока
  • Праздники
    Декабрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Информ-Журнал

    Из истории школ Церкви Востока
    В IV в. центром сирийской образованности была академия в Эдессе, связанная с именем Ефрема Сирина и его ближайших преемников и учеников. В V в. она заняла настолько выдающееся положение, что ученики "стекались в нее со всех сторон" и молва о ее учителях доходила не только до Антиохии, но и до византийской столицы.

    Характерно, что она была известна под именем "школы персов", В 489 г. академия была закрыта по указу императора Зенона. Глава школы Нарсай с основным составом учителей и учеников был приглашен в Иран, в Нисибин, "город большой, расположенный на границе, куда собираются со всех сторон". Здесь академия переживает новый расцвет. Выходившие из ее стен видные сирийские писатели, представители различных областей знаний и переводчики имели большое влияние на культурную и политическую жизнь Ирана. Но влияние Нисибийской академии не ограничивалось Ираном, оно распространялось на весь сирийский мир, т. е. на массы населения, владевшие сирийским языком и находившиеся под владычеством разных государств. Ее авторитет стоял высоко и в центрах византийской образованности, причем не только в Антиохии сирийской, но и в Александрии и Константинополе.

    Большого внимания заслуживает интереснейший документ, характеризующий организацию Нисибийской академии. Это так называемые "Статуты" - устав, которым руководствовались и ученики, и учителя академии. Устав является замечательным памятником VI в. Он содержит большое количество материалов, характеризующих жизнь академии и уровень культуры того времени. Сирийцы придавали школьным занятиям начального и высшего типа большое значение. Об этом говорит, например, трактат Бархадбешаббы Арабайи, относящийся к VI в. Автор отмечает заимствование сирийцами правил античной школы. Первым основателем школ был, по его мнению, Платон, собравший многочисленную "коллегию", в которую входили тысячи мужей, в том числе и Аристотель.

    Центральное место среди наук Нисибийской академии занимала экзегеза. Однако большое внимание уделялось и искусству чтения, пунктуации, грамматике; последние были теми науками, которые на арабской почве породили филологию. Сирийцы первыми начали составлять словари, доведенные до большого совершенства теми же арабами. Логика, риторика и философия были особыми специальными дисциплинами, обязательными в курсе высшей школы. Среди сирийских рукописей, хранящихся в Ленинграде, имеются учебники: например, .тетрадь склонений и спряжений, образцы логического деления понятий с наглядной таблицей.

    Другие собрания содержат, например, рукописи введения в категории Аристотеля, философа Порфирия - настольной книги для изучавших философские науки. "Светские" и "языческие" науки, к которым сирийцы причисляли математику, астрономию, медицину, географию и алхимию, получили широкое развитие у арабов. Но корни этих знаний, основы их были почерпнуты арабами у сирийцев, в свою очередь получивших их от греков.

    (Н.Пигулевская, СИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ)



    Файл в формате PDF


    Tel.: +7 (495) 363-98-78
    Qasha Samano e-mail:
    © Copyright 2007 Assyrian Church of the East Russia. All rights reserved. Reproduction without permission is strictly prohibited. Designed by UcoZ-Design